pavel_djrfker (pavel_djrfker) wrote,
pavel_djrfker
pavel_djrfker

Categories:

Охват начальным образованием в Российской империи в 1914 году

Охват начальным образованием населения в России.

Вот данные из серьёзного источника:

«К концу 1914 г. в России насчитываюсь 123745 начальных учебных заведений, принадлежавших различным ведомствам — 80801 ведомства МНП, 40530 ведомства православного исповедания и 2414 других ведомств. Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лег составлял по империи 30,1 % (в городах — 46,6%, в сельской местности—28,3%)»
(Россия 1913: статистико-документальный справочник СПБ 1995 - http://lost-empire.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=238&Itemid=9)

Однако вот в этой теме - http://faf2000.livejournal.com/2478.html#comments -  faf2000 решил, что охват детей составлял 75%. Обосновал это тем. Что дети в начальных школах учились по 3 года. Следовательно необходимо рассматривать 3 годовые группы а не больше. Поэтому охват увеличиваеться.

 После того, как я указал на faf2000 на его ошибку, он после долгого и непрерывного хамства  в мой адрес не нашел ничего лучше, чем удалить все мой комментарии кроме первого и заблокировать меня в своём ЖЖ.

1. faf2000 опираясь на данные из БСЭ, полагает, что как и в самом начале 20 века в России практически все начальные школы были 3-летними. Из этого он делает вывод, что нужно рассматривать 3 годовые когорты. А нами рассматриваться дети хоть 8 до 11 лет (8-12).

Это не верно. Сельские одноклассные и двухклассные училища МНП с трехлетним и пятилетним курсом обучения, составляли основу системы образования в конце XIX - начале XX в. Однако, в 1910 году в Росси было введено 4-летнее начальное образование. (История России XX – начала XXI века. Под. Ред Л. В. Милова. М. 2006 г. С 226) 

Поэтому мы рассматриваем не 3 годовые группы, а 4. 3-летние школы составляли большинство в конце 19-начале 20 века. Понятное дело, что ввиду отставания Росси в этой области далеко не все школы перешли с 3 летнего обучения, на 40летнее. Но с принятием этого закона мы получили минимальный, законодательно установленный срок обучения в начальной школе 4 года. От этого и нужно отталкиваться. Не случайо, в известном документе (Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» (СПб., 1912) рассматривается возрастная группа группы от 8 до 12 лет, не меньше.

«В день переписи в школах присутствовало 6180510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85%. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9% всего населения, то оказывается, что лишь около 43% всех детей посещало в 1911 г. начальную школу (с. 187).»

Постулат faf2000 о том, что нужно оценивать 3 годовые группы, а не 4, не верен. Из этого и "ошибка" в подсчетах.

При этом важно добавить, что этими возрастными группами е ограничивалось посещение нач. школ. В школу ходили и дети более старших возрастов. Поэтому в действительности ситуация могла быть гораздо слежнее.

2. Давайте попытаемся пересчитать заново.

Всего в России, по данным на 1914 год, население составляло - 178 378 300 человек. (Статистический ежегодник России. 1914 г. Пг„ 1915. Отд. I. С.33-57. Цит по: Россия 1913: статистико-документальный справочник СПБ 1995 г)

Из них (если оценивать по переписи 1897 года) 9 % дети от 8 до 12 лет.

 

Таким образом, мы получаем минимум около 16 миллионов детей от 8 до 12 лет. Около 4 миллионов в каждой возрастной когорте.

Если вспомнить, что: к 1 января 1914 г. из 8902621 учащихся в начальных и низших школах обучалось около 82% всех учащихся (Статистический ежегодник России на 1915 год. Пг., 1916. Отд.1, стр. 144 Цит. По: Россия 1913: статистико-документальный справочник СПБ 1995 г) – то в начальных школах обучалось около  7 миллионов 300 тысяч учащихся в начальных школах  в 1914году.

Менее 2 миллионов на каждую возрастную когорту (около 4 млн. в каждой)

Таким образом, охват начальным образованием детей в 1914 году был меньше 50%. Не говоря уже о 75%.

Впрочем, развитие системы образования и России грамотности населения вопрос давно и досконально изученный в нашей исторической науке. Все попытки вот так «с ходу» найти сенсацию основаны либо на слабом знании имеющейся литературы, либо просто на новом цитировании известных источников.

Поэтому давайте не будем изобретать велосипед и возьмем конкретную цифру из серьезного издания, с солидным коллективом авторов;

 «Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял по империи 30,1 % (в городах — 46,6%, в сельской местности—28,3%)» (Россия 1913: статистико-документальный справочник СПБ 1995 - http://lost-empire.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=238&Itemid=9)

После того. Как я изложил все это г. faf2000  он не нашел ничего лучше кроме как удалить мои комментарии и заблокировать меня. При этом написал множество оскорблений. Тем самым подтвердил мою правоту.

В действительности история системы образования в России, тема двно и достаточно глубоко изученная. Данные, которые любят «открывать» нам некоторые пользователи ЖЖ. Давно известны. И «Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи»; и «Статистические ежегодники России» и множество нормативных документов давно изучены историками.

Подобного рода ляпы, вроде незнания элементарных законодательных актов в этой сфере или спутывание нграмотных и малограмотных (в принципе категории разные) возникают либо из-за неграмотности и неосведомленности людей в данном вопросе. Либо из-за сознательного желания ввести читателя в заблуждение.

Впрочем, бог ему судья.

Tags: livejournal
Subscribe

  • Мальтузианство 2

    Originally posted by chuk_sn at Мальтузианство 2 "В начале 70-х годов, по поручению клуба (Римский клуб (Club of Rome),…

  • Статистика

    Originally posted by lost_kritik at Статистика Внимание! Периодически обновляется! СТАТИСТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В.Э. Дэн…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments